ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4 САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4 САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Методический материал по теме «Развитие актерского мастерства»

Курс: Психолого-педагогический практикум

В 3б гр. (спец. 050710), 143 гр. (спец. 050303)

Составила: Фроликова Н.В.

Литература: «Как научиться красиво и правильно говорить» РИТОРИКА.

М.Ханин,С-Пб –1997, «Корона»

1. Раздел «ТЕХНИКА РЕЧИ»

- дыхание: вдох, выдох, пауза. Основная задача: научиться управлять дыханием так, чтобы оно не мешало во время речи. Виды дыхания: глубокое ( межреберное), частое (легкие быстрые заборы воздуха во время речи), высокое дыхание (посыл воздушного потока по вертикали – вверх в голову).

Практика: выполнение упражнений – тренингов на разные виды дыхания, используя четверостишья. Основная задача: рациональное использование разных видов дыхания.

А –И.П. – стоя, руки опущены, ноги на уровне плеч, расслабьтесь: 6 с. вдох,

6 с. задержка, 6 с. выдох ( повторить 10-12 раз) Самоконтроль: сосредоточиться и мысленно контролировать последовательность дыхания до автоматизма и снятия напряжения. Б –И.П. – ноги на уровне плеч, руки на диафрагме, сделать вдох через нос как бы принюхиваясь, наполняя воздухом дифрагму, а затем на одном выдохе, делая ударения на каждом слоге, прочесть стих.:

На-ша Та-ня гром-ко пла-чет:

Уро-ни-ла в реч-ку мя-чик,

Ти-ше, Та-неч-ка, не плачь-

Не уто-нет в реч-ке мяч!

Читая стих., медленно наклоняться вперед, концовка должна совпасть с окончанием наклона(повторить 3-5 раз). Самоконтроль: нельзя дополнительно вдыхать, не напрягать голосовые связки и мышцы шеи, распределять расход воздуха.

В – И.П. – ноги на ширине плеч, рот открыт, язык на нижней губе. Можно использовать зеркало. Вдох через нос, не закрывая рта, прочесть на выдохе стих.: Ве-тер по мо-рю гу-ля-ет

И ка-раб-лик под-го-ня-ет

Он бе-жит се-бе в вол-нах

На раз-ду-тых па-ру-сах.

Выполнить упражнение 5-7 раз. Самоконтроль: выполнять все требования, снять физическую и нервную нагрузку.

Домашнее задание: самостоятельно подобрать материал и отработать все виды дыхания. Оформить карточки.

Проявлять настойчивость, систематичность в выполнении упражнений.

- дикция: артикуляция губ, языка, используя зеркало. Упражнения выполняются сидя.

А – Губы вытянуть хоботком, затем сильно растянуть в улыбку, обнажая зубы (10 раз). Самоконтроль: для устранения напряжения можно облизать губы, проглотить слюну, щеки должны быть неподвижны, на начальной стадии можно придерживать руками. - Хоботок повернуть влево и вправо 10 раз, чтобы он был перпендикулярно зеркалу. Самоконтроль: следить за неподвижностью щек.



- Хоботок вверх-вниз, подбородок и нижняя челюсть должны быть неподвижны(10 раз) Самоконтроль: не старайтесь, чтобы амплитуда движения губ была большой.

- Кончиком языка упритесь в щеку и растяните ее, а затем другую, словно вы во рту катаете конфетку. Сильнее(10 раз).

- Упритесь кончиком языка в нижнюю, а затем в верхнюю губу(10раз). Самоконтроль: выполнять легко, без напряжения.

- Просуньте язык между губами, свернув его трубочкой(5 раз).

Б – Работа с гласными и согласными звуками.

У, О, А, Э, И, Ы (выучить последовательность)

Выстрелы: бу, бо, ба, бэ, би, бы

пу, по, па, пэ, пи, пы

Каждый звук произносится на новом вдохе и выдохе (5 раз), так, чтобы не было ощущения, что в горле «першит».

В – Упражнения со скороговорками. Последовательность: тщательно по складам прочитать несколько раз, прочитать с обычной для вас скоростью уверенно, увеличить скорость, больше, затем на пределе возможностей, вновь тщательно артикулируя каждую букву. Используйте эту последовательность в работе с разными скороговорками:

- От топота копыт пыль по полю летит,

- Осип охрип, Архип осип,

- Курьера курьер обгоняет в карьер,

- Дарья дарит дыни Дине,

- В роще щебечут стрижи, чечетки, щеглы и чижи.

– сила голоса, чтение стихов: выделение ключевого слова (____),

создание пауз(Ç),

повышение и понижение голоса( ­¯ ),

слитное чтение( | ­ ).

Домашнее задание: подобрать небольшое стихотворение, расставить дикционные и интонационные знаки, прочитать соответственно знакам, поставить знаки по-другому, сравнить звучание. Прочесть другому человеку, выяснить, какой вариант понравился больше. Оценить чтение других.

2 Раздел «ИГРЫ»:

А. На знакомство, сплочение.

- «Снежный ком». Сесть ровным полукругом, добиться именно ровного полукруга, ценно: сам. работа, поиск. Осанка, руки, ноги. Каждый называет свое имя слева – направо, повторяя предыдущие имена, таким образом последний перечисляет всех присутствующих плюс себя самого.



- «Имя». Произнести свое имя с нарастающей или убывающей громкостью (по знаку ведущего) вставая и садясь соответственно тому, каким голосом произносится имя.

- Распределиться слева направо по росту (от высокого до низкого и наоборот) за 5 ударов ведущего.

- Распределиться по длине волос (сначала короткие, в середине -самые длинные, в конце -опять короткие) за 5 ударов

- Распределиться по цвету одежды (от самого светлого к темному)

- Под равномерные хлопки: левой ладонью – о левую ногу, правой – о правую ногу, между ударами хлопок в ладоши и т.д. Во время хлопков назвать свое имя и одно следующее (по выбору, не повторяясь) за 10 ударов.

- Распределиться по размеру обуви: 1 вариант – от самого маленького к самому большому; 2 вариант – в середине самый большой, а по краям самые маленькие.

Б. На концентрацию, самоконтроль, развитие памяти.

- «Пишущая машинка». Соблюдать ритм игры, выполнять команды ведущего. Перечислить по порядку буквы алфавита и запомнить те, которые назвал – это твои буквы в игре. «Печатание фразы» (сначала короткую, затем перейти к длинной) начинает первая буква, которая не произноситься, а обозначается хлопком. Между хлопками (буквами) играющих – хлопок ведущего, сама буква не произносится. Пробелы между словами фиксируются общим хлопком, точка фиксируется общим вставанием, другие знаки препинания – другими движениями ( поднять руки, топнуть ногами и т.д.). Примечание: игру целесообразнее проводить с большим количеством участников, так чтобы каждому досталось не больше 2 букв.

- «Слон, капитан, пальма». Стоя в кругу играющие получают каждый свой образ. Образу соответствует определенное движение-знак, его надо показать по сигналу ведущего, который стоит в кругу и называет в разбивку слова: слон (обе руки вытянуть вперед), пальма (обе руки поднять вверх полукругом), капитан (руки поднести к глазам как бинокль). Тот кто ошибется занимает место ведущего. Усложнение: добавить обезьяну (стоящие от нее игроки слева и справа делают уши, округлив руки).

В. Игры в парах:

- «Три позиции». Первая позиция – поставить стулья в два ряда,

Вторая позиция – сесть напротив друг друга,

Третья позиция – поменяться местами.

Все позиции выполняются по сигналу ведущего.

- «Портрет». С закрытыми глазами (или отвернуться) описать внешний вид партнера. Открыть глаза, сравнить. Больше очков набирает тот, кто опишет правильно и мелкие детали одежды.

- «Эфир». Разбиться на пары, разойтись по всему пространству, не смотреть друг на друга. По сигналу ведущего начать разговор на любую тему между собой. Все одновременно. В этом шуме необходимо «настроиться» на своего партнера и понять, что он хочет сообщить. Ведущий проверяет, кому удалось понять друг друга лучше.

- «Презентация». Постараться найти в себе самые лучшие черты, описать лучшие свои поступки так, чтобы убедить партнера, чтобы тот мог подтвердить другим, что ты достойный человек.

3 Раздел: «ТРЕНИНГИ».

- «Магазин канцелярских товаров». Инструкция: представьте, что вы продавец канцелярских товаров, к вам пришел покупатель, который выбрал товар, расскажите о товаре так, чтобы покупатель не смог отказаться. Примечание: Подобрать разнообразные канцелярские предметы, сделать витрину.

- «Пародия». Под фонограмму изобразить известных певцов так, чтобы их узнали. Примечание: подобрать фонограмму можно каждому дома или в студии (по жребию) в зависимости от уровня подготовки участников, можно использовать сценические атрибуты данного певца.

- «Литературный герой». Выбрать дома литературного героя (из известного произведения), сделать костюм, выучить небольшой отрывок, представить героя.

- «Оркестр». На карточках написать название любого музыкального инструмента. Инструкция: исполнить на нем мелодию (знакомую, узнаваемую) звуком данного инструмента.

Можно индивидуально, можно хором (оркестром).

- «Придумай рассказ». 2 и более участников. Один начинает на любую тему рассказ с одного предложения, далее продолжает следующий (предложение), потом третий и т.д. Примечание: не произносить фраз, которые не позволяют партнеру продолжить рассказ (и тогда я проснулся и т.п.). Старайтесь, чтобы история была веселой, занимательной.

- «Комплемент». 2-3 человека по кругу говорят друг другу приятные фразы, чтобы они красиво звучали и отражали действительность. Примечание: комплементы произносить с обаянием и уверенностью. Можно использовать афоризмы, пословицы, тосты, отрывки из стихов и т.д., но несложные.

- «Критики». 2-3 человека и водящий, который рассказывает о каком-то поступке. Остальные указывают на негативные явления поступка, стараясь испортить настроение ведущему, который 2-3 минуты противостоит напору «критиков», защищая свою позицию (опираться на аргументы).

- «Литературный пересказ». Заранее прочитать какой-нибудь художественный текст (15-10 стр.), обратить внимание на ключевые слова, перескажите его за 2-3 минуты, используя эпитеты, определения, сравнения. «Свернуть» текст в художественную информацию.

- «Импровизация». Найти наугад какое-нибудь слово (можно заготовить на карточке). Составить небольшой рассказ (2 мин.). Примечание: можно задать жанр рассказа - сказка, повесть, информация, анекдот и т.д.

- «Интонации». Произнесение текста (разного жанра) с разной интонацией: высмеивая, трагично, псевдоглубокомысленно, блатной стиль, ирония, с намеком. Примечание: тексты и форму интонации подготовить на карточках.


1549336106461511.html
1549412815913446.html

1549336106461511.html
1549412815913446.html
    PR.RU™